Скоро стартует очередной сезон Формулы 1. Перед началом гонок команды занимаются подготовкой болидов, а пилоты усердно тренируются. Самое время разобрать шансы участников. Этим материалом мы открываем серию публикаций о чемпионате-2024.
Сможет ли Лэнс Стролл добиться успеха для Aston Martin?
Перед стартом предсезонных тестов команд Формулы 1 2024 года стоит оглянуться в прошлое. Год назад гоночный мир обосновался в комплексе Bahrain International Circuit для предсезонных тестов перед сезоном Формулы-1 2023 года. Сразу стали очевидны две вещи. Во-первых, команда Red Bull явно выглядела фаворитом и оказалась вполне заслуженно на первом месте. Ее модель RB19 прошла точную настройку, и, как покажет сезон, именно этот болид будет доминировать на протяжении всей кампании 2023 года.
Во-вторых — у инженеров из конюшни Aston Martin тоже было кое-что в рукаве.
Речь идет об экспериментальной модели AMR23, которую Aston Martin на сезон 2023 года считал своим главным козырем. Напомним, что этот болид стал их первой разработкой под руководством нового технического директора Дэна Фэллоуза, который пришел в команду из Red Bull. Фэллоуз планомерно продавливал «агрессивное» направление развития болида AMR23. Он считал, что в силуэте должно быть больше острых углов, хотя это не совсем присуще Aston Martin.
Когда результатом его разработки стали несколько триумфов гонщика Фернандо Алонсо в начале сезона вместе с парой RB19, многие, включая директора команды Red Bull Кристиана Хорнера,отметили, что на подиуме было три представителя Red Bull. Таким образом Хорнер критиковал Дэна за уход из команды, но подчеркивал свое уважение истинному профессионалу.
Мощный старт Алонсо
Действительно, год назад Aston Martin начал очень мощно с первых гонок. Алонсо и его партнер по команде Лэнс Стролл финишировали в зоне зачетных очков на открывающем сезон Гран-при Бахрейна, причем Алонсо поднялся на подиум. Получив положительный импульс, команда отправилась в Саудовскую Аравию, удерживая второе место в общем зачете конструкторов. После Гран-при Азербайджана, четвертой гонки сезона, команда осталась на втором месте, а на Гран-при Монако верила, что Алонсо наконец-то одержит свою долгожданную 33-ю по счету победу в Гран-при.
Однако этому не суждено было случиться. Алонсо финишировал вторым, а благодаря двум очкам Льюиса Хэмилтона и Джорджа Рассела Mercedes оторвался на одно очко от Aston Martin и занял второе место в зачете конструкторов. После Гран-при Великобритании Mercedes окончательно опередил Aston Martin, а вскоре за ним последовала и Ferrari. В конце концов, вместо того чтобы смотреть на Ferrari, Red Bull и Mercedes сверху вниз, Aston Martin отстал, причем безнадежно.
В итоге даже нестабильный в том сезоне McLaren обошел их, а Aston Martin пришлось довольствоваться пятым местом. Это, конечно, улучшение по сравнению с седьмой строчкой в 2022 году, но, оглядываясь назад, они могут задаться вопросом «почему упущен реальный шанс добиться большего».
Главный успех 2023 года для Aston Martin: Гран-при Австралии
Гран-при Австралии 2023 года было хаотичным событием, в котором дуэт Alpine в составе Эстебана Окона и Пьера Гасли врезался друг в друга во время рестарта на позднем этапе, что выбило гонщиков из борьбы за очки.
Тем временем у команды Aston Martin на пит-лейне дела обстояли гораздо лучше. Оба гонщика пережили аварию на позднем круге и финишировали в зоне начисления очков, а команда показала свой лучший результат за весь сезон. Напомним, что Алонсо начал сезон с трех подряд финишей в призовой тройке, последний из которых пришелся на Австралию. Кроме того, сразу за ним финишировал Стролл, который вернулся после финиша без очков в Саудовской Аравии и занял четвертое место. Это станет его лучшим результатом за всю кампанию 2023 года.
«Этот вид спорта — настоящие американские горки в плане эмоций! В целом, мы вышли из хаотичной гонки с солидным количеством очков для команды, и быть вторым в чемпионате конструкторов после трех гонок – это очень позитивно», – сказал Стролл после финиша.
Провал 2023 года Aston Martin: Гран-при Сингапура
Когда эмоции схлынули, команда Aston Martin была вынуждена рассматривать Гран-при Сингапура просто как «тестовый» уик-энд с плохим результатом. Жесткая авария во время квалификации выбила Стролла из числа участников заезда, и он не смог принять участие в Гран-при Сингапура.
Что касается Алонсо, то он спокойно прошел квалификацию и начал гонку на седьмой позиции, но на дистанции «все, что могло пойти не так, пошло не так». Именно так выразился в интервью Алонсо после завершения Гран-при. Его оштрафовали за пересечение линии заезда на пит-лейн, а позже в гонке он пережил очень медленный пит-стоп, в результате чего завершил заезд с крайне неудачным результатом — в итоге он финишировал на 15-м месте.
«Это была действительно тяжелая пара дней для команды в Сингапуре», – сказал в интервью официальному сайту директор команды Майк Крак. «Сегодня мы участвовали только в одной гонке, и мы с нетерпением ждем возвращения Лэнса в Японии». Работа Фернандо была сорвана неожиданным появлением виртуальной машины безопасности, когда задний домкрат не сработал должным образом во время пит-стопа. Нам нужно проанализировать, что именно произошло. Даже без этой проблемы набрать очки сегодня было бы сложно. Мы будем двигаться дальше и извлекать уроки из этих трудных дней».
Перспективы Aston Martin на 2024 год
В преддверии сезона Формулы-1 2024 года в Aston Martin говорят только одно слово — AMR24. Напомним, что команда начала год с AMR23, но по ходу сезона конюшня столкнулась с трудностями при модернизации AMR23 и стала уделять больше внимания кампании 2024 года. Они использовали некоторые заезды в качестве тестовых сессий на реальных гонках и начали заранее совершенствовать свою модель AMR24.
«Думаю, ни для кого не секрет, что к концу прошлого сезона мы отстали и с прагматичным подходом стали готовить ответный удар», – сказал Фэллоуз журналистам после запуска AMR24. «Мы хотели убедиться, что использовали все возможности, чтобы извлечь уроки, которые нам нужно было усвоить из проблем AMR23».
Команда надеется, что решения, принятые в 2023 году, окупятся с лихвой не только на старте 2024 года, но и в течение всего сезона. «Мы понимали, что нам нужно сделать анализ, который послужит базой для успехов в 2024 году, и мы сделали это. И я думаю, что выйти из этого, добившись хороших результатов в конце сезона, кульминацией которых стал подиум в Бразилии и пятое место в чемпионате, было отличным результатом для нас. Процесс пошагового разбора нашей модели действительно ключевым моментом для нас и позволил модернизировать новую модель болида», – добавил Фэллоуз. «Пройдя через этот процесс и сохранив этот импульс в 2024-м году, мы более уверенно пройдем по сезону и постараемся выиграть Кубок конструкторов».
Сделать ставку, что Aston Martin победит в Кубке конструкторов можно с коэффициентом 50.0.
Лэнс Стролл готов к рывку
Продолжить поступательное развитие – важнейший вопрос, стоящий перед Aston Martin в этом сезоне. Они начали 2023 год на правильной ноте, но затем потускнели из-за нескольких конструктивных недоработок. Если конструкторы смогут не отставать от своих соперников, модернизируя AMR24 в течение 2024 года, то, возможно, им удастся не отставать от них и на трассе.
«Мы очень довольны тем прогрессом, которого достигли за декабрь и январь», – сказал Фэллоуз. «Это революционный шаг вперед в развитии по сравнению с прошлогодней машиной, чего мы и хотели добиться от AMR24. Но, по правде говоря, межсезонье было коротким. И мы разрабатывали детали, которые были актуальны для этого года, довольно рано, еще в ходе прошлого сезона. Так что главная цель для нас – убедиться, что эта машина является хорошей платформой и использовать эти разработки в течение сезона».
«Мы видели, особенно в прошлом году, что внутрисезонная гонка за разработки является очень жесткой, и мы хотим быть конкурентоспособными в ней в новом сезоне. Поэтому мы сосредоточились на том, чтобы убедиться, что у нас есть хорошая, стабильная основа для качественного развития болида, продолжать обновления, повышать производительность двигателя и выигрывать секунды на конструкторских идеях».
Пилот, на которого больше всего давит необходимость отлично выступить в 2024 году — это Лэнс Стролл. Aston Martin закончил год с 280 очками, 206 из которых принес Алонсо. На долю гонщика-ветерана пришлось 74% очков команды, что стало третьим показателем в чемпионате в прошлом году. (Алекс Албон заработал 27 из 28 очков Williams в прошлом сезоне, что составляет 96%, а Нико Хюлькенберг набрал 9 из 12 очков Haas, что составляет 75%).
Развитие, безусловно, является важнейшим вопросом для Aston Martin в этом сезоне. Но если они действительно хотят побороться за место на стартовой решетке, им нужно будет добиться от Стролла большего в 2024 году.
Сам гонщик демонстрирует на тренировках хорошие результаты. Он предельно мотивирован и подходит к сезону в отличной физической форме. Получив достаточный опыт в минувшем сезоне, в том числе и негативный, Стролл однозначно готов к рывку на подиум.
Сделать ставку на то, что Лэнс Стролл выиграет сезон в Формуле 1 можно за коэффициент 500.0.