Вряд ли можно было написать сценарий спасения франшизы Rainbow Six лучше, чем это сделали болельщики. На крупном киберспортивном турнире Six Invitational 2024 в Сан-Паулу более 9000 бразильских поклонников азартного боевика с напряжением, а затем с ликованием наблюдали за тем, как герои их родного города из команды W7M преодолели пять матч-пойнтов в гранд-финале, чтобы перевести игру в овертайм и завоевать самый престижный трофей в Rainbow Six Siege.
Турнир Six Invitational 2024 стал одновременно и новым рекордом для киберспортивной дисциплины Rainbow Six Siege, и поворотным моментом для всей франшизы, переломив тенденцию снижения зрительской аудитории. Напомним, что начиная с 2018 года на каждый турнир Six Invitational приходило все меньше зрителей.
Согласно данным агентства Esports Charts, за матчем Гранд-финала наблюдали онлайн более 520 000 зрителей. На LAN-мероприятие были распроданы все билеты, несмотря на значительное увеличение вместимости по сравнению с предыдущими турнирами R6. Толпы горячих бразильских фанатов создали непередаваемую атмосферу, с которой могут сравниться немногие киберспортивные события.
Многочисленные факторы способствовали установлению нового рекорда: напряженные матчи, пресловутая бразильская торсида, известные команды (такие как FaZe Clan), стримеры и отличные сюжетные линии. Например, братья-близнецы Тьяго и Фелипе Феррейра оказались в противоборствующих командах в гранд-финале — вот это интрига!
Турнир нового поколения
Звезды сошлись в Рио в нужной точке, и, возможно, пройдет немало времени, прежде чем Rainbow Six снова увидит подобные цифры посещаемости. Но для Ubisoft рекордная зрительская аудитория в любом случае не главное, поскольку турнир Six Invitational – это не только киберспортивное мероприятие.
«Это маркетинговая активность», – сказал в интервью интернет-изданию Esports Insider Франсуа-Ксавье Даниэле, вице-президент Ubisoft по глобальному киберспорту, о Rainbow Six. «Наш вклад и то, что мы делаем как команда, – это служение киберспортивному сообществу, поддержание его в игре, вовлечение в игру».
Хотя Даниэле сказал, что они всегда будут стремиться к росту числа зрителей R6, издатель Rainbow Six твердо придерживается мнения, что киберспорт – это маркетинговый инструмент для привлечения постоянных фанатов, который оказался весьма эффективным в Сан-Паулу в минувшие выходные.
Во время трансляции Ubisoft использовала прайм-тайм для анонса нового игрового контента. Приурочив рекламную акцию к Гранд-финалу, Ubisoft представила дорожную карту основных изменений, которые появятся в Rainbow Six Siege. Тем временем за пределами площадки посетители мероприятия выстаивали длинные очереди между матчами, чтобы получить шанс сыграть в демо-версию нового контента.
Такой продуманный подход способствовал популяризации Rainbow Six Siege, привлек внимание основных фанатов игры и привлек новые взгляды к самому киберспортивному продукту компании – и все это в одно и то же время. Для большинства геймеров, которые обычно не интересуются киберспортом, это был повод задержаться на матчах. Для новых зрителей это была тонкая реклама игры.
«Основой нашей программы по киберспорту девять лет назад было то, что мы должны служить игре и поддерживать контентные патчи, которые мы делаем», – сказал Даниэле. Именно поэтому киберспортивный календарь Ubisoft связан с ежегодной дорожной картой контента, добавил он.
Возможно, именно поэтому Ubisoft продолжает вкладывать столько средств в Rainbow Six в этом году, несмотря на снижение зрительской аудитории и более широкую коррекцию рынка киберспорта, в результате которой другие издатели отступили.
Что необычного в новом формате турнира
Призовой фонд The Six Invitational составил 3 миллиона долларов, и это был, пожалуй, самый амбициозный турнир издателя по R6 на данный момент. Он также стал первым, который проводился организатором турнира BLAST, который теперь занимается как турнирными, так и коммерческими операциями.
«Это часть нашей давней стратегии – оставаться скромными и закрепиться на том уровне, на котором мы должны быть», – добавил Даниэле. Мы много лет развивали киберспорт, но всегда помнили о том, что мы связаны с геймерами, с теми, кто выходит выходит за рамки, и работаем там, где игра должна быть больше, чем досуг».
«То, что мы делаем с BLAST, – это новый подход к делу, обмен опытом с организациями, обмен опытом с нашими партнерами – обмен рисками и нестабильностью – и для меня это причина, по которой мы можем продолжать инвестировать так много в этот год».
Коммерческий успех
Six Invitational 2024 имел успех не только среди болельщиков и зрителей, но и, как предполагается, в коммерческом плане. В преддверии мероприятия BLAST объявила о подписании контрактов с семью спонсорами. Некоторые провели рекламные акции и интеграции на площадке, собрав длинные очереди болельщиков в перерывах между играми. BLAST утверждает, что это было самое коммерчески успешное киберспортивное мероприятие R6 в истории.
Лео Мэтлок, директор по развитию бизнеса BLAST, рассказал интернет изданию Esports Insider, что BLAST и Ubisoft успешно привлекли как известные бренды, такие как Intel и Lenovo, так и бренды-претенденты, которые хотят сделать Rainbow Six Siege краеугольным камнем своей игровой спонсорской стратегии.
«Мы выводим на рынок разумный, стратегический, амбициозный план, и мы считаем, что добились успеха в его реализации», – сказал Мэтлок. «Наши усилия создают продукт, создают отличные программы по киберспорту с невероятными событиями, с популярными трансляциями, с выгодной спонсорской деятельностью».
Частью стратегии по поддержанию киберспорта является программа R6 Share – схема разделения доходов между издателем и командой, которая впервые была реализована в 2018 году. Команды получают 30-50 % доходов от продажи внутриигровых скинов и других тематических наборов для игроков, которые делятся между командами первого, второго и третьего уровней. Доход от продажи этих предметов, которые активно рекламируются в трансляциях в зависимости от команд, участвующих в матче, составляет от десятков тысяч до миллиона долларов, сообщает представить коммерческой службы компании.
Переломный сезон
Сезон 2024 года – переломный момент для киберспортивной дисциплины Rainbow Six Siege. На фоне низкой зрительской аудитории и трудностей с получением прибыли, несколько крупных организаций объявили о своем уходе из игры до или во время этого сезона, включая Astralis, TSM, FURIA и Rogue.
Но после самого успешного киберспортивного события в истории R6 ситуация может измениться. Fnatic возвращается в турниры, ENCE, по слухам, присоединится к ней, и еще как минимум одна крупная американская киберспортивная организация объявит о своем приходе в ближайшее время, сообщил независимый источник, хорошо осведомленный в этом вопросе.
Интрига, однако, заключается в том, будет ли Ubisoft продолжать тратить большие средства, чтобы заинтересовать игроков и команды? «Мы смотрим на то, чего хочет рынок, где мы можем помочь игре развиваться через наш киберспортивный проект, где нам нужно инвестировать, где нужно сократить некоторые инвестиции», – сказал Даниэле. «Но, конечно, мы всегда имеем в виду долгосрочный план, а не просто принимаем краткосрочные решения».
В предстоящем сезоне турнир Rainbow Six отправится в стратегически важную Северную Америку, и, возможно, долгосрочные инвестиции Ubisoft в R6 Esports наконец-то начнут окупаться.