2022 год стал доминирующим сезоном Формулы 1 для Red Bull. Они выиграли свой первый чемпионат конструкторов с 2013 года, прервав восьмилетнюю гегемонию конюшни Mercedes. Макс Ферстаппен, одержав 15 побед, завоевал свой второй подряд титул чемпиона среди пилотов. Его партнер по команде Серхио Перес, на счету которого две победы и семь подиумов в сезоне, занял третье место в чемпионате пилотов.
Если вы думали, что это предел мечтаний, то сезон 2023 года оказался в другой реальности для «Ред Булл».
В минувшем сезоне команда Формулы 1 Ред Булл выиграла все Гран-при, кроме одного, и обошла конкурентов на пути к своему второму подряд титулу обладателя Кубка конструкторов. Ферстаппен был абсолютно доминирующим пилотом — он даже побил, казалось «вечный» рекорд легендарного Альберто Аскари, установленный в 1952 году, по лучшему проценту побед за один сезон. Перес снова выиграл два Гран-при и занял второе место в общем зачете пилотов, что стало его лучшим результатом в карьере в Формуле 1. Возникает вопрос: в сезоне 2024 возможно ли улучшить то, что они сделали и на что способна новая машина команды Формулы 1 Ред Булл?
2023 год: главные события сезона для Ред Булл
Когда вы выигрываете все Гран-при, кроме одного, в течение сезона Формулы 1 — это результат титанической работы нескольких десятков человек, которые самоотверженно вели команду к цели.
Если выбрать один ключевой момент, который выделяется, то это вполне может быть квалификация в Монако. Квалификация в Монако – это настоящее испытание нервов пилотов и слаженности команды, учитывая трудности, связанные с обгоном в самой гонке. Извилистые улицы Монте-Карло словно напоминают, что обгонять нужно очень осторожно, и если вы хотите победить, то лучше мощно стартовать с самого начала гонки и идти первым.
После того как Перес попал в массовую аварию на одном из неприятных поворотов, надежды команды Формулы 1 Ред Булл на победу в Монако легли на плечи Ферстаппена. Он вышел из Q1 с лучшим временем в первой сессии и снова был первым в Q2, но в Q3 все было по-другому. Стартовый круг Ферстаппена в Q3 был далеко не идеальным, и когда пыль осела после первой серии заездов, на лидерской позиции оказался Фернандо Алонсо, а Ферстаппен опустился на пятое место. Макс смог улучшить свою позицию на второй серии кругов и переместился чуть выше — на P2. Однако у каждого пилота оставалось еще по одному кругу для борьбы за титул.
Началась бешеная гонка до финиша, ставшая одним из самых запоминающихся моментов всего сезона Формулы 1. Эстебан Окон проехал потрясающий круг, выбравшись на предварительный поул, а секунды таяли. Алонсо последовал за ним, проехав сильный круг, и на мгновение Aston Martin оказался на поул-позиции.
Но Ферстаппен провел финальный круг на века, поставив RB19 вплотную к барьерам, а в некоторых моментах и задев их, чтобы выжать все возможные доли секунды из мощного болида. Когда все было сказано и сделано, он вывел RB19 в лидеры. Так Ферстаппен завоевал свою первую поул-позицию в Монако.
«Нужно выкладываться на полную и рисковать всем», – сказал Ферстаппен после квалификации. «Мой стартовый сектор не был идеальным на последнем круге. Думаю, в первом повороте я был немного осторожен. Но потом я понял, что остался позади, поэтому на последнем секторе я просто выложился на полную. Я задел несколько барьеров и рисковал, но, конечно, очень рад впервые оказаться здесь на поуле».
Квалификация в Монако является поворотным моментом в минувшем сезоне, когда Ферстаппен испытал феноменальные нагрузки. Нигде он не рисковал больше чем в Монако в 2023 году.
Неудачный отрезок в карьере Серхио Переса
Если у Red Bull и был какой-то сложный отрезок в прошлом сезоне, то это необъяснимый провал Переса в квалификационных заездах. Спад талантливого пилота начался в Монако в конце мая и завершился только на Гран-при Венгрии в конце июля. На протяжении этого отрезка и в пяти разных Гран-при (Монако, Испания, Канада, Австрия и Великобритания) Перес не смог вывести RB19, доминирующий в этом году болид, в Q3.
Причин было несколько. В Монако Перес считался фаворитом, учитывая его мастерство на улицах, но он разбился в первом же опасном повороте St. Devote. В Барселоне он широко развернулся в пятом повороте и улетел в гравий, выбыв из Q2. На Гран-при Канады Перес оказался на трассе с неподходящими шинами во время дождя и не смог выйти из Q2.
Австрия, возможно, стала самой сложной квалификационной сессией для Переса. В этот уик-энд доминировали «лимиты трассы», и у многих пилотов время круга было удалено как в квалификации, так и в самой гонке. Перес был одним из таких пилотов, поскольку каждый круг, пройденный им в Q2, был удален. В итоге он начал гонку в P15.
В Сильверстоуне Перес ненадолго возглавил хронометраж в Q1, но затем провалился и не прошел в Q2.
Однако Перес все равно смог добиться максимальных результатов под занавес чемпионата-2023. Хотя в Монако он финишировал 16-м, ему удалось отыграться в четырех других гонках, заняв четвертое место в Испании, шестое в Канаде, третье в Австрии, а затем шестое в Сильверстоуне. Но этот сложный отрезок открыл дверь для вопросов о будущем Переса в команде, и даже Ферстаппен вмешался, отметив, что сила RB19 означает, что выход в Q3 является обязательным условием для команды. «Не знаю, почему сегодня все пошло не так, но, конечно, с нашей машиной нужно обязательно попадать в Q3», – сказал Ферстаппен после квалификации на Гран-при Великобритании.
Перес вышел из кризиса на Хунгароринге и постепенно набрал обороты и очки в рейтинге. Но этот провальный отрезок стал главной темой для разговоров в прошлом сезоне и заложил основу для дальнейших сомнений относительно его будущего в команде. Контракт Переса заканчивается в декабре 2024 года и, весьма вероятно, что это его последний год в конюшне «Ред Булл».
Перспективы на 2024 год
Учитывая, что это Red Bull и они доминировали в минувшем сезоне, от команды ждут исключительно побед. Однако на них охотятся конкуренты, и все остальные девять команд сделают все возможное, чтобы не просто не отстать от Red Bull, но и обогнать их на трассе и в турнирной таблице. И что может стать главной сюжетной линией сезона 2024? Мы предполагаем, что острый вопрос в том, как RB20 отличается от своего предшественника? Этот вопрос достиг пика популярности, когда команда представила болид 2024 года перед стартами Гран-при Бахрейна. Образец заставил многих задуматься о том, не переходит ли команда к конфигурации боковых подножек, вдохновленной Mercedes, возможно, даже с некоторыми «нулевыми подножками» в недалекой перспективе.
Сможет ли Эдриан Ньюи, считающийся величайшим инженером в истории Формулы 1, заставить нулевые опоры работать и вывести таким образом в победители в сезоне 2024 Ред Булл? Мы узнаем больше о RB20 после дебюта в Бахрейне. Но предварительный прогноз составить уже можно. Еще один Кубок конструкторов – очевидная цель для команды, как и еще один титул чемпиона для Ферстаппена. И, как мы видели в прошлом году, Ферстаппен может быть достаточно хорош, чтобы самостоятельно выиграть Кубок конструкторов для команды Ред Булл в сезоне 2024 Формулы 1.
Есть в команде и слабое звено. По нашему мнению это человек, на которого оказывается наибольшее давление в 2024 году — Серхио Перес. Как он настроится на сезон, будет ли играть в команде или больше заботится о новом контракте у конкурентов: вопросы без ответов. Тем не менее «Ред Булл» является командой-лидером, находящейся на вершине, поэтому давление оказывается повсюду.
Давление на директора команды Кристиана Хорнера, который должен убедиться, что эта команда снова будет доминировать. (К этому добавляется еще и внутреннее расследование его предполагаемого «неподобающего» поведения, которое может взорвать ситуацию в команде). На Ньюи будет оказано давление, чтобы он снова доработал RB20, особенно если команда действительно переходит к конструкции с «нулевой подножкой». Есть давление и на Ферстаппена, чтобы он продолжил свой один из самых доминирующих сезонов в спорте.
Но в конечном итоге больше всего в Red Bull давят на Переса. Поскольку его контракт истекает в конце сезона, есть все основания полагать, что в этом году он сядет за руль, чтобы сохранить работу. По мнению многих, включая Хорнера, в начале сезона казалось, что Перес действительно может бросить вызов Ферстаппену в борьбе за титул. Разочарование от неудач стало причиной его тяжелого летнего квалификационного отрезка, и дополнительное давление, возможно, выбьет пилота из колеи. Как Перес будет держаться, когда его работа, похоже, действительно поставлена на карту? Тем не менее даже на мастерстве одного Ферстаппена и доработанном болиде команда Формулы 1 Ред Булл защитит свой Кубок конструкторов.
Наш прогноз: мы предполагаем, что Ред Булл выиграет Кубок конструкторов.